Пасхальные традиции православной Греции Пасха в Греции – это самый главный праздник в стране, шумный, веселый, радостный. Сам смысл праздника — Воскресение Христа и победа жизни над смертью — является главным акцентом в греческих традициях, как церковных, так и народных. Радость приходит всему миру, и греки радуются и отмечают Воскресение Христово ярко и насыщенно. С названием главного христианского праздника связаны любопытные моменты так называемой народной этимологии. «То Пасха» – заимствованная лексема из еврейского языка. Но в народном сознании она увязывается с греческим глаголом «пасхо» (πάσχω) – «страдать». И, таким образом, смысл праздника увязывается со страданиями Спасителя на Кресте. Праздник Пасхи принято отмечать фейерверками, танцами, подарками ближним, родным, знакомым и совсем незнакомым людям. Песни и танцы продолжаются в Греции всю Светлую неделю, а пасхальные каникулы у школьников длятся целых 15 дней! Можно сказать, греки начинают отмечать Пасху приготовлениями с Лазаревой субботы и заканчивают праздником Святой Троицы. В день, когда Христос воскресил Лазаря, девочки собирают полевые цветы, а потом ходят с букетами из дома в дом, напевая гимны и получая подарки и угощения от хозяев дома. Порой в этот день школьники устраивают целые театральные представления по сюжетам из Нового Завета. Кроме того, в Лазареву субботу хозяйки пекут особое печенье – керкеле, которое дарят детям в Вербное воскресенье. И в само Вербное воскресенье греки украшают храмы пальмовыми листьями и делают пальмовые кресты, которые после службы раздают прихожанам. Для семейного обеда на Пасху готовят традиционный рисовый суп из бараньих потрохов, овощей и зелени – магирицу, жарят молодых ягнят и пьют рецину – первое вино из прошлогоднего урожая. Во многих греческих городках муниципалитет в пасхальные дни устраивает бесплатное угощение и для местных жителей, и для туристов: на столы, установленные на площадях, выставляется вино, жареное мясо и пасхальные яйца со сладкими пирогами (чуреками). К Пасхе греческие хозяйки готовят пасхальную выпечку и помимо куличей, пекут красивый сдобный хлеб, состоящий из множества переплетенных косичек. Есть несколько видов пасхальной выпечки. Например, «τσουρέκι» («чуреки») – сладкий сдобный пирог, заплетенный в косичку и посыпанный нарезанным миндалем. Второй по значимости хлеб – «Λαμπροκουλλούρα». По-гречески Пасха называется или «το Πάσχα» или «η Λαμπρή» («Сияющая»), отсюда и название пасхального каравая. Он очень интересно украшен: посередине – крест, по сторонам – красные яйца и всевозможные символы – птички, спиральки, елочки. В традиционной культуре выпечка пасхального хлеба была связана с замужеством. Выпечкой занимались незамужние девушки и таким образом демонстрировали все свое мастерство как будущих хозяек. На Пасху устраивали ярмарку и выбирали лучший каравай. Девушка, которая его испекла, считалась самой завидной невестой (так же, как парень, которому на Крещение удалось достать из воды крест, считался лучшим женихом). Яйца красят в традиционный красный цвет, хотя в последнее время, как и у нас, красят и в другие цвета. Говорят, что есть традиция, согласно которой те, кто в трауре, красят в синий или темно-фиолетовый цвета. Первое окрашенное яйцо – так называемое яйцо Марии – принято оставлять дома возле иконы. Греки тоже «сражаются» пасхальными яйцами, это называется «τσουγκρίζω». Они обязательно определяют в семье победителя. И есть много рассказов о том, как кто-то когда-то пытался всех обмануть, используя вместо обычного яйца крашеное деревянное. Греки непременно расскажут, что в семье был дядя, который всех победил, а потом все захотели попробовать съесть это яйцо, а он стал его прятать – и обман открылся. В Северной Греции – во Фракии и греческой Македонии есть обычай χάσκα. «Χάσκω» значит «разевать рот». К потолку подвешивается на веревке вареное яйцо, раскручивается – и каждый пытается его ухватить. Тот, кому удается его съесть, считается «счастливчиком Пасхи». Скорлупу раньше собирали и закапывали под плодовые деревья, чтобы лучше плодоносили. В Великий Четверг звонят колокола в знак траура, в этот же день красят яйца. В Страстную Пятницу под звуки церковных гимнов по городским улицам проносят Гроб Господень. Это торжественное шествие называется Эпитафио (в переводе с греческого «надгробный»), причем у каждого церковного прихода своя процессия. После шествия верующие стараются разобрать цветы, украшавшие Гроб, так как считается, что они обладают целебными свойствами. В некоторых районах Греции принято зажигать большой костер, символически сжигая предателя Иуду. Утром Великой Субботы греки начинают выбрасывать из окон домов глиняные кувшины, вазы и горшки, наполненные водой. Говорят, этот шумный обычай в Грецию завезли венецианцы, которые, как известно, на Новый год выкидывают старые вещи, чтобы новый год начать с чистого листа. Греки трансформировали эту идею, перенесли ее на Пасху и заменили вещи глиняными сосудами. После разбивания кувшинов и горшков на улицах греческих городков звучат радостные марши филармонических оркестров. В полночь, после чтения Евангелия священники обращаются к верующим с возгласом: «Χριστός Ανέστη!» (Христос Воскрес!), на что верующие хором отвечают: «Αληθώς Ανέστη!» (Воистину Воскрес!) В этот же день все собираются в храмах и на городских площадях в ожидании прибытия Благодатного огня. Из Иерусалима его сначала доставляют в Афины, а потом развозят по всем греческим городам и селам. Незадолго до полуночи греки зажигают от Благодатного огня свои свечи, торжественно и радостно звучит приветствие: «Христос анести!» (Христос воскресе!). А после верующие несут из церкви домой частичку Благодатного огня и пламенем рисуют кресты у входа в дом. В доме огнем крестят двери, членов семьи, скотину, плодовые деревья, особенно те, которые не плодоносили, зажигают в доме свечи от принесенного Благодатного огня, и этот огонь хранят сорок дней. Греки заранее запасаются большими свечами, традиции чтобы пасхальная свеча была обязательно красного цвета, в Греции нет. И когда греки приезжают в Россию на Пасху, они с удивлением спрашивают: «А почему у вас свечи красные?!». Крестным ходом греки ходят не так, как в большинстве православных стран: не вокруг храма, а с пением и зажженными свечами идут по городским улицам на центральную площадь, где многотысячная толпа верующих сжигает символическую фигуру Иуды. В Светлый понедельник в деревнях на главной площади – перед церковью – устраиваются танцы общедеревенского масштаба. Вообще весь праздник устраивается около церкви. В каждой деревне есть фольклорное общество, и люди стараются играть на народных инструментах, петь традиционные песни и танцевать. На Пасху в Греции танцуют все, причем священник всегда выходит первым. На юге материковой Греции в деревне Перахора есть два храма, и семьи четко разделены по тому, какая семья в какой приход ходит. И вот в понедельник после Пасхи они начинают танцевать спиралевидный танец каждый в своем приходе с батюшкой во главе. Сначала по кругу в храме, потом выходят на улицу и танцуют вокруг храма. В деревне поверху проходит дорога, которая как бы соединяет эти храмы. И прихожане выходят, танцуя, на эту дорогу, встречаются, танцуют лицом друг к другу, здороваются и отправляются в противоположные храмы, танцуют там, потом возвращаются и продолжают праздновать уже каждый в своем приходе.

Теги других блогов: традиции Пасха Греция